It is difficult to get a man understand something, when his salary depends on his not understanding it. Upton Sinclair.

Everyone is entiteled to his own opinions, but not his own facts. Daniel Patrick Moynihan.

Reality has a well know liberal bias. Stephen Colbert.

пятница, 10 февраля 2017 г.

Об очень деликатном... (о тексте Андрея Пионтковского)

В зарубежных поездках вскоре после Крыма поначалу не мог поверить ушам, когда в каких-нибудь тамошних "старбаксах" от совершенно разных представителей российской диаспоры выслушивал остервенелые, ультравоинственно-патриотические речи. Так же поначалу даже пребывал в некоторой растерянности, что должно сказать в ответ человеку, которого мог ранее почитать за вполне вменяемого и разумного. Пока решил, а не провести ли мне эксперимент...

Эксперимент очень простой, даже оскорбительно-примитивный. После очередной джингоисткой тирады я однажды спросил своего собеседника, пребывавшего в ощущении собственного морального превосходства над "украинскими фашистами": ну раз так ты считаешь, то не стоит ли тебе все "это" (неплохую работу, дом под ипотекой, ребенка в местном колледже и т.д.) бросить и махнуть с "калашом" на Донбасс..? Нет, понимаю, что это не совсем честный прием против очень искренне-патриотичного человека, у которого болит душа... Но спросил... В ответ кроме выпученных глаз и чего-то невразумительного я так и не получил. Не слишком отличалась реакция и у других моих зарубежных знакомых, последовательных киселевцев-соловьевцев, когда приходилось стопорить их аналогичным вопросом. 

Что это за люди? Болтуны? Оболваненные? Простодушные циники? Наверное, всего по "множку". Но для себя я их в первую очередь определяю как трухачи. И не стали бы они такими в моих глазах, если бы не их кровожадность.

... В посте "Прилепин против Прилепина" Андрей Пионтковский предлагает две оценки поведения украинцев в условиях агрессии. "Там, на Украине, колоссальное количество людей не хотят воевать. Когда было наступление под Авдеевкой, огромное количество заболело и не пошло в атаку. Потому что не хотят воевать".  И совершенно противоположное, написанное ранее: "Украинцы чувствуют себя древними греками, они часто ведут себя почти так же, как вели себя россияне в страшные моменты их истории".

И в заключении Пионтковский вопрошает: "Попробуйте просто по слогу, по эмоциональной насыщенности, по степени таланта определить, какой из двух Прилепиных говорит правду".

Вопрос ставит меня в тупик потому, что его задает умный и тонкий наблюдатель, хотя и часто перебарщивающий с пассионарностью, Пассионарностью, которая затуманивает трезвый взгляд на мир.

Есть два варианта правильного ответа на вопрос Пионтковского. Во-первых, мы вряд ли сейчас можем знать правду без доступа к "социологии" секретных докладов украинских военных. Все пока доступное нам - это не более, чем - уж простите за англицизм, ибо в русском нет такого слова - anecdotal, то есть основанное на рассказах, субъективных оценках, кусочках общей картины, но не на обобщениях статистического материала. 

Во-вторых, и я склоняюсь именно к этому варианту, Прилепин, скорее всего, прав в обоих случаях, ибо реальная жизнь - это не сводки Совинформбюро и не "афишки" графа Растопчина. Молодым людям вообще трудно умирать. Это особенно трудно, когда только вчера бродил с девушкой и друзьями по аллеям Киева и Львова, хохмил и потягивал пиво в кафешках. И они, твои друзья еще сидят там, а ты тут на передовой, на блокпостах, и на тебя направлены стволы. Раздастся глухой хлопок, который и не услышишь. И тебя нет. Все. Не будет дальше ничего. И можем ли мы так легко и размашисто, сидя в безопасных и уютных местах, кого-то осуждать, что не бросался под танк со связкой гранат? И все ли вот так бросались под танки в годы Великой Отечественной в реальности, а не в кино?

И вдвойне это трудно делать, как мне кажется, когда не знаешь за какую Украину отдаешь жизнь - за свободную Украину высокой мечты или сегодняшнюю, реальную, у которой президент владеет заводиком в России, а в Раде - сплошь одни миллионеры-лоббисты?

Разве эти парнишки в форме "трухачи", если не спешат расставаться с жизнью, потому что родились не там и не в то время? А именно в трусости обвиняет их невольно своим вопросом Пионтковский. Это главное в его вопросе. Прилепин тут вовсе не при чем.

Все это слишком деликатная материя. Поразительно, что не всем это понятно.