It is difficult to get a man understand something, when his salary depends on his not understanding it. Upton Sinclair.

Everyone is entiteled to his own opinions, but not his own facts. Daniel Patrick Moynihan.

Reality has a well know liberal bias. Stephen Colbert.

понедельник, 15 мая 2017 г.

Однажды в Америке

В южном штате Вирджиния есть небольшой городок Шарлоттсвилль. А в нем есть парк в честь видного генерала армии конфедератов - "южан" - эпохи американской гражданской войны Роберта Ли с его статуей. 

Наверное, все мы грамотные, но все же сделаю одно уточнение. Как-то психологически мы, может быть, в силу некоей инерции незаметно для себя склонны воспринимать гражданскую войну в США через призму собственной, русской гражданской войны. Говоря проще, мол, правда, наверное, была у обеих сторон, как у нас в свое время. Вот, сегодня не только Чапай, да Буденный - герои, но даже скорее наоборот, герои их противники - Колчаки-Деникины. Ну и у американцев также или что-то очень похожее. Такая параллель между гражданскими войнами - в США и России - была бы вполне уместна, но только в одном случае - если бы одна из сторон в русской гражданской войне выступала бы за возвращение крепостного права. Ибо конфедераты сражались не за свои права, права южных штатов, как часто подается их сторонниками сегодня, а именно за сохранение рабовладельческих порядков. Вот именно за это и бился генерал Ли (какой салтычихой был этот генерал, ставший иконой Юга, можно прочитать здесь). 

Как же так, можете вы спросить с неким недоверием, а почему если "северяне" выступали за столь благородные цели и, как известно, победили, то почему сегодня в Шарлоттсвилле есть парк имени генерала Ли. Да и не только там, но и повсюду на американском юге отдают память конфедератам и возле капитолиев законодательных собраний штатов наравне с американским флагом на флагштоках виден и флаг конфедератов. Если давать короткий ответ, то можно сказать: так получилось исторически. Если быть чуть более конкретным, то такое развитие событий вытекало из достигнутого политического компромисса с южными штатами, позволившего прекратить в свое время гражданскую войну.

Парадокс, однако, не в том, что никто не объявил в свое время генерала Ли и прочих "врагами народа", которых стоило бы "вынести" из национального пантеона, но то, что дух того компромисса сохранился до наших дней XXI века. Ситуация однако начала несколько меняться и здравый и честный взгляд, на собственную историю пробивать себе дорогу - официальное почитание конфедератов, силой оружия старавшихся сохранить в цепях предков Мартина Лютера Кинга-мл. и Обамы, наконец, стало признаваться неуместным и даже оскорбительным для немалой части американского населения. 

В том самом городке Шарлоттсвилль городской совет принял решение убрать статую из парка и по-американски продать ее. Понятно, что не всем "декрет" местной власти пришелся по нраву, и также чисто по-американски местный судья принял иное решение, приостанавливающее выполнение воли городского совета на шесть месяцев.

Но боданием "ветвей власти" дело не ограничилось.





Несколько десятков американцев с факелами в руках вышли на защиту "памяти южан" и статуи генерала Ли. Ночные факельные шествия во всем мире и в США, в частности, воспринимаются как своего рода отсылка к известным событиям в одной центрально-европейской стране в 30-х гг. прошлого века, а также "парадам белых балахонов" одной американской организации. И организаторы подобных шествий вполне осознанно провоцируют подобные ассоциации.

А если вы полагаете, что на "добропорядочных" американцев здесь возводят напраслину, то следует уточнить, что все это действо организовал не кто-нибудь, а Ричард Спенсер - известный лидер оформляющегося сегодня в США расистского, модернизированного под условия нашего времени по существу неонацистского движения alt-right.

Так вот, однажды в Америке. Через четыре дня после 9 мая. Толпа американских факелоносцев, скандирующих лозунг нацистов "кровь и почва". И одновременно провозглашающих  - внимание! - "Россия - наш друг".

Как говорится, приплыли.